• 22 октября 2021

"АДВОКАТАМ НУЖНЫ ГРАМОТНЫЕ ЭКСПЕРТЫ»

- Алексей Игоревич, мы знаем, у вас что не экспертиза, то детективный сюжет, расскажите о новых интересных экспертизах.

- Да, если описать все интересные случаи, с которыми к нам обращаются за экспертизами, получится неплохой детектив, который, сможет составить конкуренцию известным криминалистическим сериалам «Кости», «Закон и порядок», «CSI».

Недавно, например, мы подготовили два экспертных заключения по делам об убийствах. В первом случае, наши судебные медики анализировали материалы судебно-медицинской экспертизы трупа мужчины, поступившего с многочисленными травмами от побоев, всё тело умершего было покрыто гематомами, порезами и ссадинами.

Однако, при анализе результатов вскрытия, наши судебно-медицинские эксперты установили, что все указанные травмы не имеют отношение к причине смерти, а смерть потерпевшего наступила от иных причин. При этом государственный эксперт, заключение которого анализировалось, данные причины точно не установил.

По второму делу наши судебные медики по делу об убийстве анализировали видео-записи с места преступления, на которую попал конфликт обвиняемого и потерпевшего, во время которого потерпевших упал с лестницы. Далее эксперты «совмещали» видео, а также показания лиц, с результатами судебно-медицинской экспертизы.

Необходимо было определить какие удары нанёс обвиняемый, могли ли они причинить травмы несовместимые с жизнью. По заключению наших экспертов, проанализировавших расположение и характер ударных воздействий, травму, которая привела к смерти, потерпевший получил от падения с лестницы с высоты собственного роста, а не от ударов в корпус, как установил государственный судебный эксперт.

- Алексей Игоревич, а бывало такое, что ваши экспертизы помогали в раскрытии преступлений?

- Безусловно! Так к нам много лет обращаются за проведением судебных экспертиз по уголовным делам следственные подразделения и отделы дознания. Выявление подделки и фальсификации документов по арбитражным и гражданским делам – вообще отдельное направление, по которому работают наши почерковеды и технические эксперты. Кроме того, заказчиками по ряду экспертиз выступают страховые компании, которые подозревают страхователей в умышленных незаконных действиях ради получения страховых выплат.

Например, недавно мы провели пожарно-техническую экспертизу причин возгорания автомобиля «Porsche Cayenne» в Москве, по заявлению страхователя возгорание произошло в процессе движения по дороге (дым и пламя из под капота), а по заключению наших экспертов фактически имел место поджог автомобиля, с помощью легковоспламеняющихся средств. В результате с помощью нашей экспертизы страховая компания выявила случай страхового мошенничества.

- Алексей Игоревич, вы часто говорите о необходимости рецензирования и критики необъективных экспертиз, неужели все экспертизы можно критиковать?

- Как показывает наш 13-летний экспертный опыт анализа и критики самых различных заключений, подготовленных ведомственными экспертными учреждениями, кафедрами ВУЗов, частными экспертными фирмами и отдельными экспертами-учёными, идеальных заключений практически не бывает.

Например, недавно наши эксперты по заявке адвокатов анализировали экспертное заключение «Центра специальной техники Института криминалистики» по уголовному делу о незаконном обороте наркотических веществ. При внимательном ознакомлении с материалами экспертизы Центра, нами было установлено, что в заключении нет никаких данных о том, что использованные экспертами электронные весы и хроматограф прошли обязательную поверку, а значит данные приборы могли давать неверные результаты измерений.

По другому делу наши эксперты рецензировали комиссионное заключение посмертной судебной психолого-психиатрической экспертизы «Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского». И в этом заключении нами были установлены процессуальные и методические ошибки.

Так, например, эксперты, определяя отсутствие понимания значения своих действий пациентки больницы, указали, что во время составления завещания она находилась «в состоянии предагонии». Между тем, такие данные в медицинской карте отсутствуют, никаких реанимационных мероприятий в отношении пациентки в интересующую суд дату не проводилось.

Эти примеры подтверждают, что специалисты даже самых именитых научных экспертных учреждений допускают ошибки.

- Алексей Игоревич, а бывают ли курьезные случаи при проведении экспертиз?

- Не без этого. Так по одной судебной экспертизе о врачебной ошибке, мы анализировали время прибытия скорой помощи к больному, по представленным в суд больницей документам. Оказалось, что по информации в документах, которые предоставила больница, бригада скорой помощи приехала и оказала первую медицинскую помощь больному за два часа до того, как ему стало плохо, и он позвонил в «скорую». Такая вот экстренная медицинская помощь авансом.